Работа с детьми — это процесс не только творческий. На уроках дети открываются с разных сторон: и в ходе своей индивидуальной деятельности, и в общении со сверстниками, и в отношении к своему труду, и во внимании к учителю — все дети проявляют себя по-разному. Когда много лет работаешь с детьми, появляется понимание, что многое закладывается в семье, в семейном воспитании, даже то, как ребенок относится к своему, пусть маленькому, но труду. Родители не видят работу ребенка на занятии и им сложно оценить качество и труд, который ребенок вложил в свою работу, как он слушал, как общался в ходе урока со сверстниками и учителем, какими знаниями владеет. Поэтому хотелось бы немного поделиться с вами, дорогие родители, своими наблюдениями о тех интересных и важных моментах, которые открываются в непосредственном общении с детьми, и для того чтобы вы больше узнали мир детской души.
О детском творчестве
Что такое Творчество? Это любая интересная деятельность, которой занимается ребенок, чтобы рассказать миру о своих фантазиях, переживаниях, впечатлениях, о том, что он узнал и что ему интересно. Это может быть танец или песня, это может быть сказка или невероятный стих, это может быть картинка из кусочков цветной бумаги, пластилиновая поделка или затейливый рисунок. Все это и называется – Творчество. Фантазирует ли ребенок, занимается ли творчеством серьезно и сколько времени он на это тратит — это очень индивидуально. Но важно — как он творит. И, что у него есть для выражения своего Творчества.
Что же способствует творческому развитию детей и оказывает особенное влияние
Дети отличаются не только в своих умениях, но и в отношении к своим поделкам, рисункам, и материалам, которые они используют в своей работе. Почему на это необходимо обращать внимание? У нас есть любимые вещи, и мы их бережем, или же относимся к ним небрежно?.. Детское творчество — это не только фантазии, но и еще первые навыки опрятности, аккуратности, а также отношение к своему труду и продукту своего творчества.
Если мы говорим об обучении, то это еще понимание и поведение ребенка на занятии. Либо он учится и познает, либо он сам ничего не делает и мешает другим. И это не всегда зависит от учителя. Отношение ребенка ко всему закладывается в семье. Учитель может рассказать, объяснить, но ребенок поступит так, как умеет сам, потому что помнит, как к этому относятся родители, чему учат, на что обращают внимание.
Нарисовав рисунок или сделав поделку, ребенок может по-разному с ней обойтись: бережно отнести домой, показать маме и папе, разместить на видном месте, получить похвалу родителей и родных, а может запихнуть в рюкзак и сказать: «Дома этого у меня уже целая куча…». Те ребята, которые старались, так не поступают.
Во время занятия важно, чтобы все дети понимали, зачем они сюда пришли. «Просто так» дети рисуют дома, а вот на занятии они получают те самые навыки, умения и знания, которые станут основными в его Творческом развитии.
Почему я поднимаю этот вопрос? Потому что, когда ребенок пришел просто порисовать, он часто балуется и не понимает, зачем ему еще что-то слушать и, как правило, сам шумит и другим не дает не только слушать, но и рисовать.
Когда родители помогают ребенку подготовиться к занятиям, рассказывают о том, чему он научится посещая занятия (иногда именно родители хотят, чтобы их ребенок научился рисовать), вместе выбирают и приобретают материалы для занятий — тогда в понимании ребенка формируется правильное отношение. Он знает, чему он будет учиться, и учеба его необычная -Творческая. У него уже закладывается уважение и интерес к занятиям. То же самое касается и материалов, которые будут способствовать формированию аккуратности, опрятности. Важно, чтобы даже краски ребенок выбирал сам! Кстати, дети очень хорошо понимают ценность материалов. Знаете, как трепетно они относятся к своему «хозяйству», когда видели сколько «мама или папа всего купили и сколько за это заплатили». Тогда они приходят, чтобы научиться. Они хотят радовать родителей и очень стараются. А ведь именно творчество — это их первый труд, их работа, которой они могут порадовать Вас, своих родителей. И если в творческом процессе Дети и Родители вместе — если родители помогают, тогда дети заинтересованы в том, чтобы радовать родителей и научиться самим, значит это настоящая Семья, а дети растут счастливыми и уверенными в себе.
Дети и их родители
Есть Дети, у которых много «всего на свете» и те, у которых «почти ничего нет». Почему же так получается, и как это отражается на творческом развитии детей.
Творчество — это отражение детского внутреннего мира, посредством творческих занятий, как я уже выше говорила (а это занятия пением, танцами, театральная деятельность, художественное творчество), ребенок развивается, познает окружающий мир и себя. И вот когда родители экономят на игрушках и других необходимых для развития ребенка вещах, он ощущает себя неловко, предпочитает баловаться или просто не знает чем себя занять. Поэтому, очень важно разнообразие в предметах для детского творчества, и важно, чтобы ребенок сам сказал вам, что ему необходимо для его самостоятельных занятий.
Разговариваете с вашими детьми, спрашивайте об их интересах, о чем они мечтают, кем хотят быть, чего бы они хотели сделать необыкновенного.. а может так оказаться, что вашему ребёнку нужен самый обыкновенный пластилин или коробочка с красками.
Родители и их Дети
А теперь добрая благодарность тем родителям, которые стараются дать необходимое своим детям. Как приятно смотреть на таких детей и работать с ними. Действительно, когда ребенок «Творит Мир», это поистине удивительно. Сколько фантазии, сколько чудес, невероятная красота. Пусть у многих еще по-детски, иногда даже нелепо и смешно! Но это бесценный мир детской фантазии. Работая над своим «произведением» детки учатся и художественным навыкам, учатся рассуждать, принимать решения, кропотливо трудиться, доводить свое дело до совершенства. Как они гордятся, когда видят и понимают свои успехи, когда другие дети начинают копировать их работы, повторять за ними. На некоторые занятия дети приходят со своими материалами, у них много всего и для художественной работы, и много чего для творческой фантазии.
Они чувствуют себя очень важно, принося с собой на занятие свой творческий саквояж. Они учатся вести свое «творческое хозяйство» внутри своего маленького рюкзачка. У одних там порядок, у других — творческий беспорядок, но самое главное, у них есть из чего устраивать этот самый Беспорядочный Порядок!
И можно бесконечно удивляться тому, с чего все начинается и какие чудеса можно увидеть потом в детских рисунках и в более взрослых художественных работах.
Главное, давайте вашим ребятам все необходимое для их творчества, особенно если в вашей семье растёт творческий малыш.
О чем рассказывают дети
Могу сказать, что для любого подрастающего человечка, а дети начинают самостоятельно заниматься рисованием с 4-5 лет, Мама самый, важный человек! Поэтому, даже самый уверенный в себе малыш, на первых уроках обязательно интересуется: «где сейчас его мама».
И, поверьте, важно верно ответить на этот вопрос! 🙂
Дети очень любят рассказывать:
- о том, как ездили в гости
- о братиках и сестричках, о бабушках и дедушках, вообще о любимых родственниках
- о друзьях в садике и о том, на «ком они сегодня там женились»)))
- о поездках и о том, о чем мечтают
- они очень непосредственные и могут сами для себя вдруг сочинить стихотворение
- они бесконечно любят рассказывать о своих рисунках
- а один мальчик нарисовал, а затем рассказал историю: про маленькую бедную лошадку, которую часто запирают одну в комнате, и она только и может, что смотреть телевизор в замочную скважину…
… Я никогда их об этом не спрашиваю, они сами об этом говорят.
Дети бывают разные: радостные и шумные, серьезные и задумчивые, внимательные и непослушные. Я ни разу не встречала жадных, но готовые делиться – почти Все!
Они очень непосредственные, они такие, какие они есть. Некоторые нетерпеливы, а некоторые спокойны и доброжелательны всегда.
Нам есть о чем задуматься, не зря говорят:
Дети — наше Будущее,
а я бы еще добавила: Дети — это наша планета Земля.
И о самом важном..
Родители и их дети, дети и их родители, это прежде всего — Семья. Бывают разные обстоятельства, разные отношения, разные настроения… Мы часто говорим: дети наше будущее. И это действительно так, Наше. И каким это будущее устроят Нам наши дети, зависит только от нас..
Будьте счастливы вместе!
С уважением,
Кузнецова Екатерина Владиславовна
педагог дополнительного образования,
курс творческого развития детей «Дарование»